Новости Day News:





 
Последние новости

Инклюзивное образование в России: экономия или забота?

С первого сентября 2016 года в России исчезает понятие специализированной (коррекционной) общеобразовательной школы.

персентВ Россию пришло понятие «инклюзивного образования». Инклюзия – это интеграция в общество людей с ограниченными возможностями  здоровья (ОВЗ). Ярким (успешным) примером инклюзивного образования является история ныне известного австралийского оратора Ника Вуйчича. Будучи рожденным без конечностей, он стал первым в Австралии ребенком с ОВЗ, которого родители отдали учиться в обычную школу. Родители Ника делали все, что бы ребенок не чувствовал себя «ущербным». Дома была создана доступная среда, которая позволяла мальчику полноценно развиваться. Ник научился ходить (во что не верили даже доктора), плавать, играть в футбол и даже драться со своим братом.

Сегодня Ник Вуйчич женат. У него двое детей, Вуйчичобррожденных без патологий. Сам Ник стал известным оратором. Он очень востребован, десять месяцев в году Ник проводит в командировках. Его приглашают выступать на разных площадках перед аудиторией, потерявшей веру в себя.

В период СССР лица с ОВЗ не привлекали к себе особого внимания государства. Им назначалось пенсия, и они предоставлялись сами себе. Современная Россия сделала заботу об исключительных людях — приоритетной. Стали создаваться специализированные центры по реабилитации,  выдаваться современные протезы, позволяющие имитировать работу отсутствующей конечности, на предприятиях появилась кадровая квота для лиц с ОВЗ, была переделана инфраструктура населённых пунктов под «доступную среду». Именно Россия стала популяризировать паралимпийское движение. Паралимпиада в Сочи была организована и проведена на высоком уровне.

И вот, мы получили поправки в образовательный Стандарт (ФГОС). С первого сентября 2016 года все образовательные организации обязаны принимать детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Закону «Об образовании», исчезает понятие специализированных (коррекционных) общеобразовательных школ. Дети с ОВЗ будут распределены по обычным образовательным организациям, в которых должны были создать «доступную среду».

коршкола         Что же мы имеем на практике? Коррекционные школы уже закрыли (ломать, не строить), а вот условия для детей с ОВЗ так и не создали. Речь идет не только (и не столько) об инфраструктуре образовательных организаций, прежде всего это человеческий фактор: подготовленный педагогический персонал, медики, психологи. Да и с детьми без ОВЗ должна быть проведена соответствующая воспитательная работа. Учащиеся (в силу своей возрастной психологии) отличаются нигилизмом и жестокостью к тем, кто не соответствует их «стандартам». Здесь уместно вновь сослаться на историю Ника Вуйчича. В десять лет в школе с ним обошлись жестоко, и Ник решил покончить жизнь самоубийством. В своей книге «Жизнь без границ» он хорошо описывает причины, подтолкнувшие его к суицидальным действиям – это совпадение игры гормонов в теле (детский организм, взрослея, начинает оценивать себя глазами противоположного пола) и жестокости внешней среды. Как избежать последствий? Ник сам одумался в последний момент (он хотел утопиться в собственной ванной), ему помогла любовь близких. Но ведь среди детей с ОВЗ есть замкнутые (аутичные) индивиды, при чем, их процент в наше время увеличивается.

Так что же несет за собой «инклюзивное образование»? Равные возможности для всех, включенность лиц с ОВЗ в нормальную жизнь через адаптацию к обычным условиям бытия или это, всего на всего, экономия бюджетных средств? Не секрет, что содержание специализированных (коррекционных) школ обходилось государству в три раза дороже, чем содержание обычных образовательных организаций. Плюс, в школах коррекции обязательно должен был быть медицинский блок. Да, дети с ОВЗ принесут свое повышенное подушевое финансирование в те образовательные организации, куда будут перераспределены. Но как быть с персоналом (психологами, медиками, прошедшими специальную подготовку педагогами)? Насколько современная школа готова принять и нести ответственность за особых детей? На кону человеческие жизни тех, кому итак уже «досталось» от рождения. Любое нетактичное слово, грубый взгляд способны нанести непоправимый ущерб здоровью и обнулить все результаты лечения (реабилитации). Инклюзия: забота о детях с ОВЗ или очередная безалаберность государства, побег от обязательств, желание сэкономить, выжить за счет других? Ответ на этот вопрос будет скрыт именно в тех людях, кому и предстоит реализовывать на практике  инклюзивное образование в России. Именно они (администрация, педагоги, медики) и определят суть очередной российской образовательной реформы.

Метки: ,


Комментирование статей на сайте Day News запрещено! Используйте наши аккаунты в социальных сетях.

Читайте также:



Последние новости дня



Популярные теги по категориям